| Как помочь подросткам учиться?
Учёными
установлено:
1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек
бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре
головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения -
медленно.
А это значит, что подростков любая
мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им
непросто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках,
сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за
этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего
не задерживается в голове!
2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все
движения становятся нескоординированными,
неуклюжими.
Как ни сядешь - все неудобно, а
взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело
мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в
этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на
диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься,
садись делать уроки!»
3. Сердце растет и… болит, временами
часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже
соображает и быстрее устает, болит.
Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам
подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик
такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как
назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На
уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!»
Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»
4. Гормональные бури заставляют
эмоции у подростка часто сменяться .
То все ему интересно и подросток работает с радостью, а
то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в
апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с
установлением менструального цикла. Игра гормонов заставляет барышень
погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует,
как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают
ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной»,
отходят на второй план.
Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» -
рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?
5. Пищеварительная система в это
время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические
нагрузки.
Усталость и стрессы вызывают у подростков
гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит
живот, какие уж тут уроки.
Психологи и педагоги
советуют:
- Не надо
возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь
общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают
нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
- Дайте
подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не
менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и
спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация,
пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут
наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь.
Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их
неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время
норовят прилечь на диван.
- Сейчас они
кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им
нужны белки, нужен фосфор, витамин D…
- Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего
школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток
должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час днем.
- Гулять надо
каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки
надо в проветренном помещении.
- Побольше
уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только
вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид,
что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение,
высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас
цитируют!
- Мы все хотим,
чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они
ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить
все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный
университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно
выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем
усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не
только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.
- Эксперимент с
добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал,
что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу
сесть за уроки и делать их до часу ночи.
- Неразумная
школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то
сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь…
- Все науки не
изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и
здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!
По материалам публикаций профессора кафедры педагогики
высшей школы МПГУ Елены Левановой.
| |